Круглый стол в Международный день учителя
08.10.2012 10:37

5-го октября, в Международный день учителя, в Архангельске прошел круглый стол «Коммерциализация образования: путь выхода из кризиса или угроза будущему России?», инициированный членами региональных отделений РОДП «ЯБЛОКО» и КПРФ.

Участие в обсуждении также приняли Комитет гражданских инициатив и Гражданская палата Архангельской области, Архангельское региональное отделение ВПП «Правое дело», преподаватели средних и высших учебных заведений, студенты. Участники считают эту встречу началом работы общей для всех дискуссионной площадки. Тот факт, что инициаторами такой формы повышения гражданской активности северян выступили абсолютно полярные – в политическом плане – люди (КПРФ и «ЯБЛОКО»), указывает на открытость площадки и желание организаторов привлечь к обсуждению и решению проблем, стоящих перед областью, максимально широкую аудиторию и внепартийные экспертные сообщества.


Полина Шубина, заместитель председателя Архангельского регионального отделения РОДП «ЯБЛОКО»:
«Основной проблемой современной России является, на мой взгляд, отсутствие гражданского общества. Ставший известным в прошлом году лозунг «Вы нас даже не представляете» как раз очень ярко иллюстрирует эту ситуацию: да, не представляют, – и, да, это следует изменить. Сегодняшний круглый стол – один из шагов на пути к поставленной цели.
Участие независимых экспертов и активистов разных партий и общественных объединений в обсуждении проблем сферы образования показывает, что общество нуждается в площадках для публичных дискуссий – не только для того, чтобы вырабатывать совместные проекты решения актуальных проблем, а даже просто для накопления опыта совместной работы, для формирования мировоззрения ответственного гражданина.
К слову, и конкретная задача состоявшегося круглого стола решена: поскольку в заседании принимали участие специалисты сферы образования, то, выслушав их мнения, мы можем сделать выводы об основных проблемах и возможных перспективах развития системы – не только в масштабах страны, но и на местном уровне.
Большинство участников согласились с тем, что переход к коммерциализации образования демонстрирует признание государственным аппаратом управления невозможности внедрить эффективный проект реформы образования «сверху» без нарушения основных принципов социального государства.
Сверхцентрализация приводит к постоянному увеличению «знаниевого» компонента в учебных планах (ученикам дают много информации – и не дают времени на усвоение), постоянным доработкам программ и текстов учебников. На это накладывается повышение нагрузки на преподавателей в сочетании с низкой оплатой труда, что и само по себе выливается в снижение качества преподавания (у учителя и преподавателя нет ни времени, ни сил на выполнение того, что он должен – не говоря о повышении квалификации), и, в дополнение, приводит к непопулярности профессии учителя. Вдобавок, постоянный контроль успешности выполнения того, что не может быть успешно выполнено, «съедает» все время, которое нужно было бы потратить на процесс обучения.
А ведь результат дают только те реформы образования, где главные вложения – в учителя. И в России – возвращаясь к вопросу становления гражданского общества и принципам социального государства – реформы образования должны быть нацелены на создание равных возможностей для всех граждан и равной ответственности».

 

Круглый стол в День учителя

Круглый стол в День учителя

Круглый стол в День учителя